Адрес этой страницы в интернете: http://scientologist.ru/articles/239

Карта

Дианетика, саентология:
основы предмета

Первые вопросы
Введение
Одитинг
Мост
Обучение
Религия
Динамики
Цели
 
 

«Единственный, кто может точно сказать человеку,
что именно сделает его счастливым, — это он сам».

Л. Рон Хаббард.

ВВЕДЕНИЕ

Мы приглашаем вас познакомиться с основами дианетики и саентологии. Многое покажется вам знакомым, так как для создания нового знания наша философия использует уже существующие в нас знания.

Слово "дианетика" происходит от греческих "dia", что означает "посредством, через", и "noos", что означает "душа".

Слово "саентология" происходит от латинского "scio", означающего "знать" или "различать", и греческого "logos", которое можно приблизительно перевести как "разумное исследование устройства".

Дианетика и саентология были созданы для того, чтобы люди, подобные нам с вами, смогли обрести новый взгляд на существование и сделать это существование осознанным. Способность узнавать о жизни и воплощать появляющееся осознание в реальные действия жизненно важно для каждого отдельно взятого человека и каждой группы, потому что вы настолько живы, насколько способны учиться.

Мы хотели бы, чтобы эти строки подвигли вас на то, чтобы посмотреть на себя по-новому, поразмыслить над этим новым взглядом и обрести новое понимание себя. И, возможно вы, в конце концов, сможете взглянуть на жизнь по новому.

Духовное существо

Каждый задается вопросами: "В чем сущность человека?" "Что обусловливает его побуждения?" "Что делает его человечным и что толкает на бесчеловечные поступки?" "Что лежит в основе его индивидуальности?"

Является ли человек просто совокупностью его жизненного опыта, а осознанное существование – всего лишь иллюзией? Основывается ли каждый его импульс целиком и полностью на полученном опыте? Допущение, что все духовное в человеке берет начало в физической его части и зависит от последней, лишь вызвало неразбериху в умах людей и никогда не получало окончательного доказательства.

Очевидно, что качества, определяющие индивидуальность и неповторимость человека, происходят из источника, который мы не воспринимаем физически. Мы его не видим, не чувствуем запаха, не можем пощупать. Называть его можно как угодно: духом, духовным существом, душой, индивидуумом или личностью человека – все эти слова представляют собой разные названия явления, которое в общем рассматривается как Я. Жизненный опыт и образование могут усилить или ослабить это начало. Может даже показаться, что оно исчезло совсем – но на самом деле оно всегда существует. Эта кажущаяся недоказуемость того, что душа есть, всегда вдохновляла поэтов и мистиков, но ощущать ее существование способно любое чувствительное человеческое существо.

В саентологии мы рассматриваем человека как духовное существо, а не как тело или часть тела. Духовное существо – мы называем его "тэтан" – владеет телом и использует его как средство, необходимое ему для осуществления своей игры в этой физической вселенной. Человек как индивидуум – это духовное существо с особыми способностями. При этом он не может избежать внешних воздействий, и опыт, который он получает, часто оказывает на него заметное влияние. Все эти факторы вместе играют роль в формировании человека как целого, в создании его индивидуальности.

Как бы гениально ни была разработана система или построен компьютер, какой бы остроумной ни казалась программа расчета человеческого поведения – все это беспомощно и бездейственно без такого разумно мыслящего существа, каким являетесь ВЫ. Никогда не появится машина или система, способная управлять собой так же разумно, как духовное существо.

И только духовное существо способно иметь ЖИВЫЕ отношения с людьми и вещами и заботиться об этих отношениях.

В последние десятилетия феноменом духовного существа стали заниматься ученые. Раймонд Моуди и Элизабет Кюблер-Росс – врачи, опросившие тысячи людей, испытавших состояние клинической смерти, со всей ясностью доказали, что человек – духовное существо, способное воспринимать информацию и хранить ее в памяти. После этих опросов не осталось сомнений в том, что, покинув свои тела, люди воспринимали себя духовными существами и обнаруживали, что удивляющие нас способности, такие, как абсолютно свободное и не ограниченное законами пространства и времени общение и выраженные телепатические способности, являются нормальными. Впоследствии эти люди смогли в деталях рассказать обо всех обстоятельствах их близкого к смерти состояния, что опровергает убеждение многих врачей, считающих опыт, который человек получает в состоянии близости смерти, всего лишь галлюцинациями, вызванными недостатком кислорода в мозге.

Человек – это не просто тело, набор генов и результат социализации. Все эти вещи играют огромную роль в наших жизнях, но главную роль играете вы сами как личность. Хоть это и не всегда заметно, каждый чувствует в себе внутреннее стремление узнать, кто он такой на самом деле, в чем его сущность. И это неотъемлемое свойство всех живых существ: они хотят получать новый опыт, учиться на действиях, которые совершали в прошлом, и улучшать качество своего существования.

Жизненные побуждения

Каждый из нас задается множеством вопросов: "Хорошо ли я делаю свою работу?" "Не поступаю ли я эгоистично, когда отказываюсь работать сверхурочно?" "Как мне добиться, чтобы мои дети выполняли домашние задания?" "Любит ли меня по-прежнему моя жена?" "Зачем ради власти и выгоды на кон ставят жизни столь многих людей вместе с природой и средой их обитания?" "Почему муж моей подруги так недобр к ней?" "Почему я всегда так злюсь по поводу несправедливости?" Очевидно, что подобные вопросы на уме у каждого мужчины, каждой женщины и каждого ребенка.

ПОЧЕМУ они так глубоко нас трогают? Значительная часть перечисленного вообще нас не касается... Но почему же тогда мы чувствуем такое облегчение, когда негодяй в кинофильме терпит поражение, или когда учитель хвалит нашего ребенка, или начальник одобрительно хлопает по спине? Почему это так? Что объединяет все эти столь разные ситуации? На самом деле у них есть один общий знаменатель, и этот общий знаменатель – ВЫЖИВАНИЕ! И выживание для нас означает продолжение существование вещей или состояний, которые мы хотим сохранить, будь это "всего лишь" любимая игрушка маленькой дочери, машина, которой уже двенадцать лет, но с которой связано так много воспоминаний, или семейная жизнь друга, находящаяся в состоянии серьезного кризиса. Если пропадает что-то, что мы любили или к чему чувствовали себя эмоционально привязанными, мы переживаем потерю. Когда разбивается бабушкин чайник, нам не повышают жалования или наш ребенок получает плохую оценку по истории, это может и не представлять серьезной угрозы. Но для нас это означает уменьшение степени нашего выживания. А теперь подумайте, насколько живее вы чувствуете себя, когда вы только что полюбили, когда вы получили хорошую прибавку к жалованию или когда друг благодарит вас за помощь!

Все это имеет отношение к ВЫЖИВАНИЮ – вас самих и всего, чем вы дорожите – начиная с вашего тела, продолжая здоровьем друзей и заканчивая пожелтевшими фотографиями бабушки и дедушки. Мы хотим, чтобы все это продолжало существовать, "выживало". Таким образом, наше настроение очень сильно зависит от того, какие вещи окружают нас – способствующие выживанию или препятствующие ему. Каждый человек по-своему воспринимает окружение, поскольку восприятие окружения связано с опытом и умозаключениями из прошлого. Существует множество примеров силы этого стремления к выживанию, которые можно наблюдать как у людей, так и у растений и животных. Цветок, который пробивается сквозь асфальт на солнечный свет, приспособление людей и животных к изменяющимся условиям обитания – огромное количество этих примеров часто поражает нас.

Все мы день за днем стараемся приспособить нашу жизнь и действия к оптимальному выживанию, и ум бешено работает над поиском наилучших из возможных решений появляющихся проблем, которые могут помешать выживанию. Но главным принципом реактивного ума, о котором мы скоро поговорим, является все то же выживание. Однако, он следует этому принципу по-другому, отнимая у вас, духовного существа, возможность выбора. Но к этому мы вернемся позже.

Разум

Вы помните, как в последний раз ездили в отпуск?

Что вы там видели?

Как вы себя чувствовали во время вашего отпуска?

Куда вы посмотрели, когда подумали об этом? Вероятно, вы посмотрели куда-то в пространство вокруг и увидели картинку вашего отпуска. Что-то хранит ваши воспоминания и картинки, мысли и эмоции, и это – ваш разум. Разум – это сеть картинок жизненного опыта человека, причем разум скрупулезно хранит эти записи и пользуется ими, чтобы делать заключения относительно текущих проблем. В наше время разум легко описывается в терминах компьютерной технологии, хотя, безусловно, структура современного компьютера ни в коем случае не аналогична разуму, которым мы пользуемся. Разум устроен намного сложнее.

Для каждого предмета и вида восприятия существует свой независимый файл и отдельное пространство для хранения информации. У водителя есть специальные "файлы" для различных восприятий: звуков машины, дорожной ситуации и скорости. Управляя машиной, он реагирует "автоматически", но, тем не менее, со знанием дела в каждой отдельной ситуации. Можно сказать, водителю в управлении машиной помогает автоматизм, но этот автоматизм тоже является частью его разума. Требуемые данные, такие, как воспоминания и полученные в процессе обучения знания, соединяются вместе с соответствующими заключениями индивидуума, которые тоже являются частью его разума. Например, если в прошлом вы сделали заключение о том, что вождение в темноте рискованно, вы инстинктивно будете вести машину в сумерках более медленно.

Разум состоит из нескольких частей. Их исследованием мы сейчас и займемся.

Аналитический ум

Способность думать аналитически и сознательно направлять свои действия дает нам возможность учиться. Нет сомнения, что без этого мы все еще жили бы подобно диким животным. Аналитический ум, также называемый сознательным умом – это источник действий, совершаемых по воле человека, и он представляет собой наиболее важный инструмент тэтана. Это блок управления, который каждую секунду соединяет текущие восприятия с воспоминаниями, чтобы принять решение, касающееся близкого или отдаленного будущего. Аналитический ум использует данные из прошлого, оценивая их и основывая на них свои решения. Таким образом, любое заключение формируется только после определенного мыслительного процесса, в ходе которого используются и трансформируются соответствующие данные. Мы редко осознаем, с каким огромным количеством данных работаем ежедневно и насколько быстро мы это делаем. Приходилось ли вам когда-нибудь вводить нового коллегу в курс его работы? Тогда, возможно, вы заметили, какое количество данных вам нужно было передать этому человеку, чтобы он был проинструктирован хорошо.

Когда, например, неожиданно ломается машина, и требуется помощь, в одно мгновение возникает сразу несколько мыслей: "Не опасно ли здесь останавливаться?" "Я должен поставить на дороге треугольный знак аварийной остановки". "Из-за чего могла сломаться машина... может, я забыл заправиться?" "Есть ли у меня нужный инструмент?" "Как позвонить в автосервис?" И незамедлительно аналитический ум предоставляет нам для размышления и принятия решения великое множество данных. У нас очень хороший контроль над тем, что происходит в такие моменты: мы воспринимаем осознанно, принимаем осознанные решения и осознанно действуем.

ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РАЗУМНЫХ И ОСОЗНАННЫХ ДЕЙСТВИЙ ЧЕЛОВЕКУ НЕОБХОДИМЫ ДАННЫЕ В ВИДЕ ВОСПОМИНАНИЙ И ВОСПРИЯТИЙ, А ТАКЖЕ ТВОРЧЕСТВО. Без творческих упражнений обучение превращается в бездумное заучивание предложений, формул или слов. Единственное, что позволяет действительно интегрировать в аналитический ум новоприобретенные знания – это вдумчивое обучение, направленное на создание способности что-то впоследствии сделать на практике. Когда вы обучаетесь новому виду деятельности, в аналитический ум попадает огромное количество данных, которые должны быть проанализированы и связаны между собой. Путем тщательной отработки на практике у человека появляются способности, которые в идеале он может использовать, не задумываясь слишком много.

Все это очень хорошо, но почему же мы не всегда можем как следует использовать аналитический ум и получать максимальную пользу? Что лежит в основе тех ситуаций, когда мы в большей или меньшей степени становимся следствием чего-либо, а наша способность действовать встречает препятствие?

Здесь в игру вступает реактивный ум. Давайте рассмотрим эту часть разума.

Реактивный ум

Аналитический ум позволяет нам решать каждодневные проблемы, разумным путем используя воспоминания и приобретенный опыт. Аналитический ум действует, его действия основываются на настоящих наблюдениях, сделанных им, и он решает, что нужно сделать. Кроме того, действия аналитического ума обладают гибкостью, поскольку могут быть изменены. В то же время, реактивный ум, как уже ясно из его названия, реагирует. Его действия – просто остановка или принуждение.

Человек способен перенести большое количество горя, боли, ударов и вредящих ему ситуаций. Но когда степень стресса и тяжесть ноши, которую человек несет на своих плечах, превышает предел его выносливости, аналитический ум до определенной степени отключается. В этот момент в игру вступает реактивный ум. Как и аналитический ум, он ведет записи всех восприятий и состояний, имеющих место в момент сниженного осознания и, что самое неприятное – подшивает их в файлы, которые складываются в логическую (с точки зрения реактивного ума) цепь похожих событий. Он хочет защитить человека, исходя из того же самого принципа – ВЫЖИВАНИЯ, но при этом использует однобокий подход, полагая, что похожие инциденты будут иметь похожие последствия, что, безусловно, является трагической ошибкой.

Одному человеку Иванов напоминает отца, но, несмотря на сходство, это все-таки другой человек. Пытаясь избегать Иванова, как когда-то приходилось избегать ударов отца, человек не принесет себе пользу. Но реактивный ум старается предупредить будущее зло, и включает сигнал тревоги в разуме: "Внимание, эта ситуация аналогична той, что была тогда, когда..." Для реактивного ума не существует времени; существует только сходство с более ранними травматическими ситуациями или моментами, когда человека переполняла физическая или душевная боль и его выживанию что-то в большей или меньшей степени угрожало.

Именно так случаи, которые рестимулируют (вновь приводят в действие) более ранние, серьезные инциденты, могут оказывать влияние на человека.

  • Сотрудника вызывает начальник. "Надеюсь, хоть в этот раз меня не уволят". (Угроза потери работы, напоминающая ему о прежних увольнениях)
  • Дети, которых часто бьют, съеживаются, когда кто-то просто немного поднимает руку. (Угроза физической боли, напоминающая о более ранних моментах боли)
  • У многих людей запах химических веществ в кабинете у зубного врача вызывает тошноту. (Угроза боли, напоминающая о более ранних визитах к зубному врачу)

Из-за существования инцидентов, содержащих настоящую боль или потерю, человек в случае такого рода рестимуляции открыт для негативной интерпретации реактивным умом событий, происходящих в настоящий момент. Другими словами, когда текущая ситуация похожа на инцидент, который представлял реальную угрозу ВЫЖИВАНИЮ, сила аналитического ума уменьшается, и реактивный ум диктует человеку определенное поведение. Чем больше сходства у этих двух случаев, тем сильнее рестимуляция. РЕАКТИВНЫЙ УМ НЕ СПОСОБЕН ПРОВОДИТЬ РАЗЛИЧИЙ. ОН МОЖЕТ ТОЛЬКО РЕАГИРОВАТЬ НА МОМЕНТЫ, СОДЕРЖАЩИЕ ВРЕДНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ИЛИ ОПАСНОСТЬ.

Эта сила бессознательного основывается на неизвестности и отсутствии времени. Для реактивного ума времени нет; для все существует сейчас.

После получения человеком травмы и особенно при глубокой бессознательности, инцидент, со всеми содержащимися в нем восприятиями (произнесенные слова, запахи и ощущения), тщательно записывается реактивным умом. Если хотя бы несколько вещей в настоящем времени напоминают инциденты, записанные в реактивном уме, эти инциденты активируются, внушая человеку, что эта угроза или вред существуют в настоящем времени. Было доказано, что даже под наркозом пациенты записывают в своей памяти разговоры и комментарии. К счастью, зная об этом, все больше и больше врачей меняют свое поведение.

Лоренс Вест в своей книге "Понимание жизни" описывает интересный случай с женщиной, которой делали операцию. Пока она была под наркозом, хирург начал оперировать со словами: "Боже, какую же отвратительную груду мяса мне опять подали!" После операции ее выздоровление было замедлено эмоциональным напряжением, раздражительностью, небольшим подъемом температуры, сниженным аппетитом и проблемами с пищеварением. Через семь дней она по неизвестным причинам внезапно вспомнила нанесенное оскорбление и пожаловалась медсестре. Та выяснила, что данное высказывание действительно имело место, и в течение двенадцати часов все осложнения исчезли. Женщину выписали.

Французский акушер-гинеколог Фредерик Лебойер совершил революцию в акушерстве, выдвинув идею "спокойных родов". Было доказано, что рождение в обстановке, где на ребенка воздействует наименьшее возможное количество раздражителей (нет яркого света, разговоров и т. п.) позволяет предотвратить формирование травмирующего инцидента и обеспечить более счастливое развитие ребенка.

Приведенные примеры демонстрируют, с какой силой наше бессознательное – или, лучше сказать, реактивный ум, может воздействовать на нас. Все скрытые страхи, принуждения, нежелательные чувства и все, что нас тормозит, берет начало в реактивном уме. Именно он ответственен за развитие психосоматических заболеваний.

То, каким образом травматические инциденты оказывают влияние на человека, широко различается и зависит от нескольких факторов:

  1. Глубина бессознательности. Во время наркоза реактивный ум намного более восприимчив к внушениям, чем в моменты шока или небольшой травмы.
  2. Сила индивидуума. Человек, который упорно работает над достижением своих целей, в меньшей степени подвержен влиянию своего реактивного ума, противопоставляя собственную силу его содержимому.
  3. Состояние индивидуума на данный момент времени. Человек, уставший физически или ослабленный как-либо иначе, подвержен любому негативному влиянию в большей степени.
  4. Более ранние похожие инциденты усиливают действие более поздних случаев и содержат дополнительный реактивный материал, который увеличивает эффект или даже умножает его.

Кроме того, в жизни существуют факторы, которые могут усилить влияние реактивного ума на вашу жизнь и вашу способность делать выбор:

  1. Опасное окружение.
  2. Неполноценное питание с недостаточным количеством витаминов и минералов, а также пренебрежительное отношение к своему телу.
  3. Чрезмерное потребление алкоголя.
  4. Наркотики.
  5. Недостаточная физическая активность.
  6. Постоянное возникновение ситуаций, когда вы сталкиваетесь с чем-то подавляющим или разрушительным.
  7. Чрезмерное увлечение просмотром телепередач.
  8. Физическая болезнь.
  9. Постоянные конфликты с друзьями, родственниками и знакомыми.
  10. Общая пассивность в жизни.
  11. Отсутствие стремления к своим собственным целям.
  12. Отсутствие хороших друзей.
  13. Негативная, пессимистическая жизненная философия.

А значит, вы можете уменьшить влияние реактивного ума, применяя перечисленные ниже простые средства:

  1. Избегайте постоянной фиксации на плохих новостях.
  2. Хорошо питайтесь, получайте достаточное количество витаминов и минералов и в целом хорошо заботьтесь о своем теле.
  3. Избегайте избыточного потребления алкоголя.
  4. Не принимайте наркотики.
  5. Регулярно занимайтесь физическими упражнениями.
  6. Избегайте вещей, которые вас огорчают.
  7. Повышайте свой общий образовательный уровень.
  8. По возможности получайте лечение физических заболеваний.
  9. Решите проблемы отношений с другими людьми.
  10. Занимайтесь приятными видами деятельности.
  11. Ставьте свои собственные цели и добивайтесь их достижения.
  12. Заботьтесь об отношениях с хорошими друзьями и людьми, которые для вас важны.
  13. Придерживайтесь позитивной жизненной философии.

Многое из перечисленных пунктов вы можете выполнить сами. В остальном вам потребуется помощь. Важно осознать, что в вашей жизни есть что-то, что стоит улучшить, и вы, как духовное существо, способны это сделать.

В одитинге мы уделяем особое внимание разрядке травмирующих инцидентов, хранящихся в реактивном уме, таким образом уменьшая силу, с которой реактивный ум влияет на вашу жизнь и способность делать выбор.

Вы можете узнать, как это происходит, прочитав раздел "Одитинг"


Этот сайт никак не связан c Центром религиозной технологии (Religious Technology Center), Церковью духовной технологии (Church of Spiritual Technology), Библиотекой Л. Рона Хаббарда (L. Ron Hubbard Library), Международной церковью саентологии (Church of Scientology International) и любыми другими структурами, имеющими к ним какое-либо отношение (такими как Гуманитарные центры Хаббарда, Центры «Дианетика», Нарконон, Прикладное образование, Криминон, Хаббард-колледжи и другие)

Карта для роботов